Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Удмуртской Республике
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История

Казначейские органы в финансовом управлении России всегда играли ведущую роль, поэтому представляет интерес обращение к истории российского казначейства. Казначейство в России прошло длинный и сложный путь эволюции и его история тесно связана с историей становления и развития государства Российского. Поэтому, начав говорить о казначействе, нельзя не коснуться его истории: истоков развития, причин упразднения, а в последствии и возрождения этой системы.

Издревле на Руси осуществлялся учет расходования и поступления денежных средств царской казны. Еще в 15 веке наряду с должностью окольничего – ближайшего советника и исполнителя поручений Великого князя, появилась должность казначея – хранителя княжеских ценностей, затем появились казенные дворы. В период первоначального этапа формирования единого русского государства в его состав вошла часть территории современной Удмуртии. В 1489 г. к России были присоединены северные удмурты. После разгрома Казанского ханства к территории Русского государства была присоединена и территория южной Удмуртии. Процесс присоединения Удмуртии, как принято считать, завершился к 1558 г.<1> Для управления присоединенными территориями в Москве был создан Приказ Казанского Дворца. В самой Казанской земле (куда входила в административном смысле и территория Удмуртии) вводилась система воеводского правления. Воеводы и головы должны были обеспечивать исправное несение ясачным населением государственных повинностей (сбор налогов, городовое дело и т.п.)

Сведения о существовании государственного бюджета в XVII в. отсутствуют. Однако составлялись местные бюджеты и бюджеты отдельных приказов. Это время приказно-воеводского управления на местах, в сочетании с самоуправлением.

Петр I, преобразовывая финансовую систему, отдал предпочтение коллегиальному началу в управлении, которое он наблюдал в соседних европейских государствах, создав в 1710 году Казначейскую контору. Через 65 лет Екатерина II повелела в каждой губернии заиметь казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества». В уезде как орган уездного финансового управления стояли уездные казначейства - учреждения исключительно кассовые. Впервые утверждалась должность уездного казначея как основного финансового чиновника низшего звена. Первые органы финансового контроля в Удмуртии были созданы во 2-й половине XVIII в., когда её территория входила в состав Вятского наместничества. Первым Вятским наместником был утвержден генерал-майор Степан Данилович Жихарев. В состав Вятской губернии вошло 10 уездов, в том числе Глазовский и Сарапульский. В 1780 г. в уездных городах были открыты присутственные места: в Глазове (28 декабря), Сарапуле (31 декабря). В составе государственно-административных органов уездов большую роль играли уездные казначейства – первые финансовые и финансово-контрольные органы, образованные непосредственно на территории Удмуртии. Уездные казначеи подчинялись Вятской Казенной палате, отвечали прежде всего за сохранность денег, поступивших в казну и ведение приходных и расходных книг. Круг обязанностей уездного казначея определялся следующим образом: казначей «имеет в ведомстве своем казенные сборы того уезда и уведомляет о приходе и расходе денег казенную палату; 1)все ли казенные доходы того уезда собраны; 2) зачем не собраны и с кого; 3) куда доходы употреблены; 4) есть доходы в остатке за штатным расходом; 5) где эти остатки хранятся; 6) все ли на лицо и таковою ли монетою, каковою в приход вступили».

Состав, должности и чины уездных казначейств на территории Удмуртии (1780г.)<2>

Должность

Класс

Чин, звание, фамилия, имя, отчество, годовой оклад

1.

Глазовский уездный казначей

IX класса

поручик Кондратий Яковлев, 250 руб.

2.

Присяжных (4 чел.)

80 руб.

3.

Канцеляриста (4 чел.)

236 руб.

1.

Сарапульский уездный казначей

IX класса

прапорщик Аким Жемойлов, 236 руб.

2.

Присяжных (4 чел.)

80 руб.

3.

Канцеляриста (4 чел.)

236 руб.

Позднее, в 1796 г. Вятское наместничество было упразднено и образована Вятская губерния. В короткое царствование Павла I на рубеже XVIII—XIX веков были сделаны попытки реорганизации управления финансами государства, была учреждена должность Государственного казначея (в 1796 году). Им был назначен граф А.И. Васильев, который впоследствии стал и первым Министром финансов России. В 1810 г. Александр I начинает реформу государственного финансового контроля, предложенную М.М. Сперанским. Функции по контролю за всеми денежными поступлениями и доходами были распределены между тремя независимыми друг от друга ведомствами: Министерством финансов, Главным управлением ревизий государственных счетов, Государственным казначейством. Указом императора Александра I от 2 февраля 1821 г. был образован департамент Государственного казначейства Министерства финансов. «Согласно закону, департаменту были подчинены губернские, областные, окружные казначейства с состоящими в их ведомстве уездными казначействами и «вообще казенные палаты, по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся».

С 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и отлажен чёткий механизм деятельности казначейства.

Реформы 60-х XIXв. повлекли за собой изменения в организации местных органов Министерства финансов, в их структуре и функциях. Все казначейства министерств были упразднены и их обязанности возлагались исключительно на Министерство финансов. В ведомстве департамента Государственного казначейства были учреждены губернские казначейства (кассы Министерства финансов).

Введение в период 1863-1866 гг. в России единства кассы повысило значение местных казначейств. Губернские казначейства превратились в расходные кассы, а уездные – в приходные. В 1870 г. на территории Удмуртии учреждаются также, помимо уже созданных Глазовского и Сарапульского уездных казначейств, Воткинское и Ижевское казначейства, которые назывались изначально «расходными отделениями уездных казначейств». Все казначейства состояли в ведомстве Департамента государственного казначейства и подчинялись Казенным палатам.

В новых уездных городах, созданных на территории Удмуртии в момент открытия наместничества, было очень мало каменных зданий с надежными помещениями для устройства кладовых.

Присутственные места и казначейства с помещениями для хранения казны располагались в ветхих деревянных и неприспособленных помещениях или в снимаемых в аренду подвалах церквей и даже частных купеческих домов.

Вознесенский собор,

в котором находились кладовые Сарапульского уездного казначейства.

В начале XIX в. уездные казначейства принимали на хранение значительные денежные суммы, состоящие из разных пошлин и сборов, а также средств частных лиц. Все полученные уездными казначеями средства записывались теперь в специальные журналы и книги прихода и расхода денежной казны по установленной форме.

г. Глазов. Вид на Базарскую площадь. Дом купцов Поповых. В кон. XIX - нач. XX вв. в этом здании распологалось Глазовское уездное казначейство.

Наиболее неустроенным было положение Ижевского казначейства. Открытое в 1870 году, как расходное отделение, Ижевское казначейство за весь период своего существования никогда не имело своего собственного здания. Оно занимало часть первого этажа в здании, находящемся на балансе Ижевского завода. В помещении казначейства ежедневно бывало по 200-300 человек, а иногда это число доходило и до 600 человек.

Оружейная и ремесленная школа в г. Ижевске и Военное собрание.

Здесь размещалось Ижевское казначейство (1870 г.- начало XX в.).

В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства, усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств.
С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. C этого времени в стране устанавливается банковская система исполнения бюджета, которая без существенных изменений просуществовала весь советский период развития государства. После установления Советской власти в России казначейская система перестала существовать, и всё, что с ней было связано, оказалось забытым. На протяжении многих десятилетий слова «казначей» и «казначейство» исчезли из обихода финансовой системы.
Начало 90-х годов XX века становится периодом возрождения и формирования новой финансовой системы Российской Федерации, возвращения страны в русло общих процессов мирового развития. В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе» была образована единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая в себя Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и его территориальные органы на местах, объединяющая 89 региональных управлений и более двух тысяч отделений в городах и районах.
Датой фактического начала воссоздания органов Федерального казначейства на территории Удмуртии можно считать день, когда к исполнению должностных обязанностей приступил руководитель Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике Колесников Валерий Тимофеевич, приказ Министерства финансов Российской Федерации о его назначении был подписан 09 февраля 1995 г. Заслуженный экономист Удмуртской Республики, он внёс огромный вклад в становление и развитие казначейской системы в республике, которая сегодня включает в себя Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике и 26 подчинённых ему отделений в городах и районах республики. В 1995 году в систему пришли настоящие профессионалы своего дела: Нуреева З.Г., Мартынова Л.П., Зарипова Ф.М., Кузнецова Л.Р., Гайфуллина Л.В., Мартынова Л.П., Маринина В.И., Бронников Б.В., Логунова Т.Д. (Завьяловский район), Харина В.В. (Игринский район), Николаева Г.М. (Камбарский район), Санникова Г.В. (Кизнерский район), Чурилова О.А. (Сюмсинский район), Никитин В.А. (Малопургинский район), Лопатина С.А. (Шарканский район), Вологдина А.А. (Красногорский район), Кабанова Н.Л. (Граховский район), Александров А.П. (Увинский район), Широбокова Л.А. (Якшур-Бодьинский район), Кутявина Н.В. (г.Глазов). Во многом благодаря продуманной кадровой политике удалось преодолеть возникающие трудности. Начинать пришлось практически с нуля.
1995 год – С июня 1995г. началась работа по созданию нижестоящих органов казначейства. В период с 1995 по 1996 гг. созданы 30 отделений федерального казначейства по Удмуртской Республике. Сотрудники Управления и отделений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Удмуртской Республике приступили к активным проверкам целевого использования бюджетных средств в учреждениях и организациях, к проверкам своевременности и полноты прохождения бюджетных средств в кредитных учреждениях и банках.
В декабре 1995 года Управлению было предоставлено право осуществлять финансирование расходовфедерального бюджета на счета учреждений, открытых в учреждениях Национального банка Удмуртской Республики.
Структура Управления на 1 ноября 1995 года была следующей:

- руководство;

- отдел платежей федерального бюджета;

- отдел доходов и регулирования федерального бюджета;

- главная бухгалтерия;

- отдел государственных кредитов;

- контрольно-ревизионный отдел;

- отдел информационных технологий;

- отдел кадров и в его составе специальный сектор;

- отдел материально-технического и хозяйственного обеспечения.

Первый юридический адрес УФК по Удмуртской Республике был: г. Ижевск, ул. Красная, д. 144.

С 1 февраля 1996 г. введена ежемесячная отчетность по исполнению федерального бюджета. В связи с этим в составе главной бухгалтерии был создан сектор бухгалтерского учета и отчетности об исполнении федерального бюджета из 3-х человек.

С 1 мая 1996 г. - Управлению предоставлено право на совершение операций по учету доходов федерального бюджета. Всем отделениям федерального казначейства по городам и районам Удмуртской Республики и Управлению были открыты балансовые счета 100 «Доходы федерального бюджета» и 090 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами различных уровней». В процессе зачисления доходов, взаиморасчетов между бюджетами и создании информационной базы о состоянии бюджетной системы РФ Управление взаимодействует с органами государственного управления Удмуртской Республики.

Осенью 1996 года коллектив Управления переехал в здание, располагающееся по адресу ул. 10 лет Октября, д. 22а.
1997 год – Во всех отделениях федерального казначейства по Удмуртской Республике осуществляется внедрение и освоение автоматизированной системы обработки информации по доходам в программе «Казна».

В этом же 1997 году на основании приказа начальника Управления были объединены ОФК по г. Воткинску и Воткинскому району; г.Глазову и Глазовскому району; г.Можге и Можгинскому району; г.Сарапулу и Сарапульскому району.

В результате проведенной органами федерального казначейства огромной предварительной организационной работы стало возможным в конце года открытие лицевых счетов бюджетополучателям для финансирования расходов федерального бюджета. Одновременно продолжалась кропотливая работа по закрытию аналогичных счетов во всех учреждениях Национального банка Удмуртской Республики и коммерческих банках.

В 1998 году работа органов Федерального казначейства Удмуртской Республики была направлена на завершение перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Одним из первых в России, в порядке эксперимента, Управлением осуществляется финансирование Приволжского военного округа по реестрам Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации на счета, открытые им в Управлении Федерального казначейства по Удмуртской Республике. В структуру Управления были внесены изменения - создан отдел финансирования вооруженных сил, правоохранительных органов и сил обеспечения безопасности государства, который позднее был переименован в отдел специального финансирования.

В 1999 году заключено соглашение об осуществлении взаимодействия с внебюджетными фондами в части передачи информации о поступлении доходов в разрезе плательщиков. Управление взаимодействует с Государственным комитетом по собственности Удмуртской Республики. С увеличением объема выполняемой работы изменяется и структура аппарата Управления – в сентябре 1999 года создан отдел бюджетного учета и отчетности.

В целях эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения срока их прохождения до получателя бюджетных средств, сохранности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета, возникает необходимость оптимизации потоков движения средств федерального бюджета и создание единого счета федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета (ЕКС), Концепция которого была одобрена Распоряжением Правительства от 23.01.2000 г. № 107-р.

Введенный в 2000 году единый порядок распределения доходов способствовал устранению ранее существовавших диспропорций при распределении доходов по уровням бюджетов. Было налажено взаимодействие по данному вопросу с налоговыми, финансовыми органами республики, учреждениями Национального банка Удмуртской Республики, что способствовало ликвидации существующего дублирования функций по учету доходов бюджетов органов федерального казначейства и налоговых органов. В целях реализации Концепции функционирования единого счета федерального казначейства МФ РФ по учету доходов и средств федерального бюджета с 1 октября 2000 года начался переход отделений федерального казначейства по городам и районам Удмуртской Республике на работу в условиях единого лицевого счета на балансовом счете 40102 «Доходы федерального бюджета», открытого Управлению федерального казначейства по Удмуртской Республике в Головном расчетно-кассовом центре Национального банка Удмуртской Республики.
С мая 2000 года Управлением переданы полномочия по представлению интересов Министерства финансов Российской Федерации в судах общей юрисдикции всем руководителям отделений федерального казначейства Удмуртской Республики.С 1 января 2001 года произведен полный переход на централизованный учет операций на едином счете 40102 «Доходы федерального бюджета» Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике.

Заключен договор между Национальным банком Удмуртской Республики и УФК по Удмуртской Республике «Об обмене электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России». Совместно с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Удмуртской Республике был определен порядок обмена электронными документами с применением средств защиты информации.

В июле 2001 года создан операционный отдел в целях реализации Концепции функционирования единого счета федерального казначейства по расходам.

В конце 2001 года в органах Федерального казначейства республики открыты для бюджетополучателей федерального бюджета лицевые счета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности с закрытием этих счетов в учреждениях Национального банка и коммерческих банках.

В 2002 году органами федерального казначейства Удмуртской Республики в числе первых 25 регионов России завершена реализация переходного этапа Концепции функционирования единого казначейского счета. 1 января 2002 года были закрыты отдельные лицевые счета с символом 01 балансового счета 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ», ранее открытые отделениям федерального казначейства по городам и районам Удмуртской Республики. С мая 2002 года распределение поступлений бюджетной системы осуществляется на едином счете 40101 «Доходы, распределяемые органамифедерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ». В течение года на единый казначейский счет по финансированию расходов федерального бюджета 40105 "Средства федерального бюджета" переведены все отделения федерального казначейства по Удмуртской Республике.
2004 год - Началась работа с администрациями городов и районов Удмуртской Республики поадминистрированию поступлений в бюджетную систему РФ, заключены соглашения по кассовому исполнению местных бюджетов со всеми администрациями местных органов самоуправления.

С 1 июля 2005 года в Удмуртской Республике для отработки механизма распределения налоговых доходов по уровням бюджетов муниципальных районов, городских и сельских поселений (в целях реализации положений Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и согласно Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 23.05.05 г. №488-р распределение налоговых доходов местных бюджетов осуществляется по уровням муниципальных районов, городских и сельских поселений. С 01.09.2005 г. Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта в режиме единого казначейского счета.

В августе 2005 года Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике переехало в новое здание. Юридический адрес Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике на сегодняшний день: г. Ижевск, ул. Карла Либкнехта, д.8.

В декабре 2005 года Управлению в ГРКЦ Национального Банка Удмуртской Республики открыт счет 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций» для учёта средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации, который в 2006 году стал функционировать в режиме единого казначейского счёта.

2006 год - В целях развития системы электронного документооборота органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджетную систему заключены договоры об обмене электронными документами.
С начала года в Управлении Федерального казначейства по Удмуртской Республике функционирует единый счет 40201 бюджета Удмуртской Республики и 30 счетов 40204 «Средства местных бюджетов», открытые в Управлении отдельно для каждого бюджета. Органы Федерального казначейства по Удмуртской Республике обеспечивают проведение кассовых выплат из бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов городов и районов Удмуртии по поручению финансовых органов, без осуществления санкционирования выплат из бюджетов.
С 1 января 2007 года в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 20 декабря 2005 г. N 68-РЗ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований в Удмуртской Республике" осуществляется кассовое обслуживание исполнения бюджетов поселений. Для этого Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике отдельно для каждого бюджета муниципального образования открыт 341 счет в Головном расчетно-кассовом центре Национального банка Удмуртской Республики. Много внимания уделяется руководством и юридической службой Управления достойной защите интересов казны Российской Федерации в судах различных инстанций. С 1 января 2007 в целях обеспечения исполнения ст. 18 Федерального закона от 21 июля 2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, исполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2006г. N 117 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов" в Управлении Федерального казначейства создан отдел ведения федеральных реестров.
C 1 сентября 2007 года Управлением был осуществлен переход на работу в режиме единого казначейского счета, открытого УФК по Удмуртской Республике на балансовом счете 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации", то есть со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Социально-экономическое развитие регионов, реализация национальных проектов являются приоритетными направлениями в политике Президента и Правительства Российской Федерации. На сегодняшний день за счет средств федерального бюджета финансируется 10 направлений приоритетных национальных проектов и 12 Федеральных целевых программ, реализуемых на территории Удмуртской Республики.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что создание казначейства не было самоцелью, а стало необходимым шагом в образовании экономического инструмента государственного управления, при помощи которого и можно было навести порядок в государственных финансах. Казначейство – молодая, но динамично развивающаяся структура. За эти годы служба прошла сложный период становления. Изменялись функции и направления деятельности, но в числе самых основных приоритетов Федерального казначейства было, есть и останется качественное совершенствование исполнения всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Документ создан: 1.01.2014 02:46 (изменен 29.09.2015 18:11)